У многих дизелистов зимой возникают проблемы с топливной. В большинстве случаев главная проблема - завоздушивание, но если система все-таки герметична, а морозы лютуют, то может появиться еще одна - непроходимость топливного фильтра. Да, можно покупать так называемую Арктику. Можно лить антигель (кстати сказать, я им не доверяю). Можно понадеяться и на штатную систему, но они, зачастую, не справляются. Можно выложить кругленькую сумму за подогрев бандажного типа. Но все эти варианты не для нас: мы будем делать свой подогрев!
Сразу скажу, что подогрев мы будем делать для стандартного топливного фильтра в герметичном завальцованном (запаянном) металлическом корпусе. Штатно у меня в Вектре стоял фильтр-вставка в пластиковом корпусе, но в разгаре борьбы против воздуха я заменил всю топливную магистраль вместе с фильтром и ни сколько об этом не жалею.
Итак, приступим! Ингридиенты:
- Медная проволока в лаковой изоляции. Или что-либо идентичное. Но, главное, покрытое чем-нибудь изолирующим и, желательно, термостойким, длиной около пяти - десяти метров. Чем чаще будет намотано - тем равномерней будет прогрев и лучше теплоотдача. Сечение брать такое, чтобы при 12 вольтах этот кусок жрал около 5-ти ампер. У меня, например, жрет 6. Нихром использовать будет не рационально, т.к. у него для таких дел слишком большое сопротивление.
- Изолента. (Ну как же без нее, родимой?:)) Причем, термостойкая.
- Паяльник, олово, канифоль - соединения желательно будет пропаять, все-таки наружное применение.
- Хороший, толстый провод - чтобы всю эту систему подключить.
- Предохранитель на 10 ампер.
- Реле на 12 вольт, 20 ампер (можно и 40, хуже не станет). И, опционально, тумблер - для включения устройства.
- Штекеры - для подключения проводов к релюхе. Опять же опционально, можно и тупо припаять, но ведь со штекерами поэстетичней будет.
- Термостойкая, теплоизоляционная, огнеупорная (желательно) ткань - ей мы будем обматывать фильтр снаружи, чтобы наш подогрев подогревал солярку, а не улицу.
Сперва делаем два изоляционных кольца изолентой сверху и снизу фильтра. Сверху к одному из колец мы прилепляем начало проволоки и начинаем оттуда постепенно жестко и крепко обматывать ей корпус фильтра. Так, чтобы равномерно распределить всю подготовленную под нужный ток проволоку по поверхности фильтра между нашими кольцами. Сделали? Хорошо! На уровне колец припаиваем к проволоке с обеих сторон куски нашего толстого провода и выводим один вверх, а второй, соответственно, вниз. Получится что-то вроде этого:
Проверяем. Убедившись, что все нормально греется - продолжаем. Кстати, греться должно прилично, ведь солярка там течёт холодная и густая. Течёт она быстро, и надо успеть ее разогреть. Т.к. места спайки у нас не заизолированы - дополнительно изолируем их и приматываем к сделанным ранее изоляционным кольцам изолентой. По желанию заматываем все это дело сверху чем-нибудь липким и термостойким, например, хорошей изолентой, чтобы зафиксировать все витки на своих местах. Сверху, опять же, плотно и жёстко, заматываем теплоизоляционной тканью и закрепляем все это дело на своем законном месте.
Как подключать? Варианты есть разные: от зажигания / от штатного разъёма / от тумблера. В любом случае тянем от аккумулятора +12 вольт (а если нужно, и -12 вольт), подключаем через предохранитель к релюхе. Так, чтобы релюха активировалась плюсом с зажигания / штатного разъёма подогрева / тумблера соответственно, и пускала "+" с аккума на фильтр. Сам корпус фильтра, благодаря тому, что он у нас замотан в ткань, к бортовой системе электрооборудования не подключен.
Зима уже закончилась, и я могу сказать, что благодаря этой системе я всю зиму каждый день заводился и ездил на работу на машине. Причем ездил я в основном на старых запасах летней солярки. Только когда были самые сильные морозы (ниже -20) я заправлялся на заправке (не Арктикой, а обычной зимней). И ни разу мой подогрев меня не подвел. Короче говоря, советую всем!
P.S. Продолжение этой статьи читайте здесь!
P.P.S. По заявкам трудящихся нарисовал две схемы подключения подогревателя:
Тут мы видим, что контакты катушки реле Rel подключены к разъёму штатного подогрева топливного фильтра. Провод от полюсовой клеммы аккумулятора Bat1 идёт через предохранитель F к одному из нормально разомкнутых контактов реле Rel. Провода от намотанного на корпус фильтра самодельного нагревательного элемента V идут к минусовой клемме аккумулятора Bat1 и ко второму нормально разомкнутому контакту реле Rel.
Отличие этой схемы от первой в том, что тут подогрев включается переключателем S, который можно, например, вывести в салон (не открывать же каждый раз капот, верно?). Здесь мы видим, что на переключатель приходит +12 вольт через предохранитель F2 в полампера. Не обязательно эти +12 вольт для него брать именно от аккумулятора: при установке его в салоне гораздо проще найти 12 вольт где-нибудь поблизости места его установки. Но вот провод с выхода переключателя как не крути, а придётся тянуть к катушке реле Rel. Остальная часть схемы осталась без изменений, за исключением опционального пунктирного блока со светодиодом HL1 для индикации состояния подогревателя (включён или выключен). Резистор R для него подобран из рассчёта напряжения в бортовой сети 14.5 вольт, падении напряжения на диоде 3.3 вольта и его рабочем токе в 20 миллиампер. Если светодиод будет светить слишком ярко (а с таким резистором он, поверьте, будет) - просто поставьте резистор с большим номиналом, например 1-2 кОм. Подробнее о подключении светодиодов вы всегда можете прочесть в соответствующей статье моего блога.
Предохранитель F1 подбирается в зависимости от того, сколько в итоге будет жрать ваша система, но не больше 10 А, ведь куда уж больше, это опасно! Совсем в притык ставить не надо, а то он будет греться; например, если ваш подогрев будет кушать 3 ампера - предохранитель на 5 будет в самый раз. А вот предохранитель F2 можно было бы поставить и на 200 мА, ведь катушка в реле жрёт совсем немного. И, пожалуйста, не забывайте, что силовые цепи должны быть подключены хорошим проводом соответствующего сечения! После сборки обязательно проверьте, что ни провода, ни контакты у вас не греются!
Теперь насчёт релюх. Как видно по схемам, нужно обычное реле с четырьмя выводами, но можно и с пятью, где есть и нормально разомкнутые, и нормально замкнутые контакты, просто один контакт не будет использоваться. Обычно контакты на реле обозначены числами (иногда с буквами). Для этого проекта нам нужны контакты 85 и 86 - это контакты катушки и контакты 30 и 87 - это нормально разомкнутые контакты. Если будет ещё и контакт 87а, то в паре с тридцатым они будут нормально замкнутыми, как я уже и говорил. Проверить соответствие номеров контактов их реальному назначению можно тестером. Также при покупке можно проконсультироваться у продавца.
Успехов вам в этом нелёгком, но увлекательном и полезном деле!
Доброго времени суток.. Очень заинтересовала ваша статья. Но проблема в том , что с электрикой со школы у меня проблемы, а именно: не совсем понятна схема подключения вашего изобретения. Буду благодарен если нарисуете хотябы от руки. С уважением и благодарностью.
Здравствуйте, в ближайшее время сделаю, без проблем.
Всё сделал, наслаждайтесь!
Если будут вопросы - не стесняйтесь, задавайте! 😉
АААААААААгромное спасибо..Это более чем достаточно))).С уважением и благодарностью.
Василий писал "Очень заинтересовала ваша статья. Но проблема в том , что с электрикой со школы у меня проблемы, а именно: не совсем понятна схема подключения вашего изобретения. Буду благодарен если нарисуете хотябы от руки"
Не вижу этой понятной схемы подключения.
Появились ли у Вас новые наработки по этой теме
Спачибо
автор шутник.судя по фото я насчитал 41 виток попробовал на таком же фильтре накрутить один виток 25 сантиметров что в итоге получается 10 метров 25 сантиметров что никак не 2-3 метра!!!
Логично, поправил. Я просто как-то не задумывался особо о длине, потому что не видел этот кусок в размотанном состоянии. *CRAZY*
В любом случае она зависит от того, какую проволоку использовать
и термометр добавить c Aliexpress
Какое сечение проволоки?? И откуда она..из кабеля или тому подобное??
Из трансформаторов. Сечение в районе полумиллиметра.
22/01/14 у меня произошло возгорание в моторном отсеке АМ Форд-транзит.Как всегда в таких случаях огнетушителя под руками не оказалось.Но всё же удалось избежать серьёзных проблем. Причиной случившегося оказалась система обогрева топливного фильтра,идентичная той,что размещена в этой статье.Разница лишь в том,что в качестве нагревателя использовалась тонкая изолированная нихромовая проволока с параллельным подключением.Замыкание (не короткое) произошло на третий сезон эксплуатации устройства.Мой совет-держите под руками углекислотный хорошо заправленный огнетушитель огнетушитель.Мне даже двух новых огнетушителей оказалось недостаточно.Указываю на то,что купленные в магазине новые углекислотные огнетушители плохо заправлены -не доверяйте им.Сейчас изучаю новые варианты обогрева фильтра.Удачи всем!
Сочувствую... Я сам со всеми своими доработками всегда боюсь подобного исхода, НО (!!!) одно слово: предохранители! Подогрев мы делаем ампер на 5-8, предохранитель ставим на 10 ампер и всё! При циркулирующей солярке ток <10 ампер и близко не вызовет перегрева, а при большем токе предохранитель сразу сгорит и вся система отрубится.
Кстати, насчёт нихрома - это одна из причин, почему я медь использую: у неё же меньше сопротивление, значит надо больше проволоки, а чем больше проволоки - тем больше площадь теплообмена, а значит фильтр прогревается более равномерно.
А огнетушители да, много раз слышал, что хреновые они...
Здраствуйте, я не силён в электрике, расскажите пожалуйсто, для чего в этой вашей схеме нужно реле?
Здравствуйте! Нагревательный элемент потребляет большое количество тока, поэтому пускать его через, например, кнопку, по тонким проводам, нельзя - это может привести к возгоранию. Поэтому и ставится реле: питание на нагревательный элемент подходит, благодаря ему, напрямую с аккумулятора, толстыми хорошими проводами, а через управляющую цепь течёт слабый ток исключительно на питание катушки релюхи.
Вообще говоря, конкретно на мою машину реле в данном случае устанавливать не обязательно, ведь, судя по электрическим схемам, на штатный подогрев, к разъёму которого я подключился, стоит предохранитель на 20 ампер, но лишняя предосторожность не помешает, поэтому я поставил релюху и предохранитель на 10А, чтобы быть спокойным.
Здравствуйте а подскажите какое и от чего взять реле.
Здравствуйте. Любое реле с катушкой на 12 вольт и с допустимым током не менее 10-15 ампер.
Собирал себе по этой технологии. Отличный результат. Провод брал от петли размагничивания для монитора. Понадобилось гдето метров 6-7 провода чтобы было 5 ампер тока. Многие мониторы сейчас отдают бесплатно или выбрасывают поэтому с проволокой проблем нет.
Здравствуйте! Вопрос: почему греются провода от аккумулятора до нагревателя - медной проволоки(изолированная, сечение 1,5 мм). Спасибо.
Здрасьте. Греться провода могут только по одной причине - по ним проходит ток, на который они не рассчитаны. Возьмите провода с большим сечением.
Здрасьте. С каким сечением были у вас провода. У меня сечение 4мм. Какое посоветуете?
может для нагревателя надо медная проволока с меньшим сечением?
Уважаемые! А я бы предложил вместо проволоки использовать греющую пленку на 12 В. Такой обогреватель будет много безопасней, мощность у него меньше, без опасений можно оставлять включенным на ночь. Пользуюсь таким обогревателем 4-й год.
здраствуйте какой длинны и диаметра должна быть медная проволка чтобы было 5-6 ампер
Здравствуйте, Наталья. Возьмите отрезок той проволоки, которая есть у вас, замеряйте мультиметром или омметром сопротивление любого отрезка и на калькуляторе просчитайте, исходя из этого, нужную вам длину.
я слаба в физике но хотелось бы точно знать сколько провода брать толщиной 0.5мм чтобы после изготовления подогрева фильтра потребляемый ток был 5-6 ампер
Окей, 12 Вольт делим на 5.5 Ампер, получаем 2.18 Ом - искомое сопротивление, это точно. Дальше воспользуемся калькулятором, например, этим: Калькулятор сопротивления провода. Выбираем расчет длины, выбираем медь, диаметр ваш 0.5мм, нужное нам сопротивление и получаем длину 25 метров. Это, естественно, в теории, но точнее вы просчитаете только моим способом: медь же разного качества бывает. Судя по получившейся длине проволоки, надо искать меньшее сечение.
то есть провод нужен тоньше?
Судя по этому калькулятору, 0.25мм и 6 метров проволоки должны быть в самый раз.
и еще это устройство не сильно сажает аккумулятор?
За те несколько минут, что оно должно работать перед запуском, я не думаю, что что-то изменится. А во время работы генератора - какая разница...
так какого же диаметра должен быть провод?
Да берите из того, что есть. Я ж написал - 0.25мм будет в самый раз. Длина должна быть приличная, чтобы можно было обмотать масимальную площадь фильтра.
спасибо! и еще один вопрос а до какой температуры разогревается этот обогреватель?
Разогревается почти бесконтрольно (хотя при разогреве увеличивается сопротивление и мощность будет уменьшаться - поэкспериментируйте с температурой в калькуляторе). Поэтому тепло от проволоки должно максимально хорошо передаваться на корпус фильтра. Просто оставлять эту штуку включенной без присмотра опасно, это же нагревательный элемент в пожароопасной среде. На практике я как-то летом случайно включил свой подогрев на час и ушел, к фильтру невозможно было прикоснуться...
у меня стоят два фильтра если поставить на оба по такому обогревателю то как нужно подсоединить паралельно или последовательно?
В зависимости от сечения проволоки. Если вам нужно добавить длину - можно сделать половину на один фильтр, половину на второй, соединив последовательно. Если длина расчётная будет до 10 метров - лучше делать каждый фильтр отдельно, соединяя параллельно.
отдельное спасибо за помощь в рассчетах!
Дерзайте!
все понятно но как сделать это устройство съемным что бы снимать и ставить при замене фильтра?
Я не заморачиваюсь и перематываю каждый раз вручную - это максимум 10 минут работы. Вот в этой статье я показал, как мой друг на своей тачке сделал съёмный вариант подогрева, посмотрите там, может, понравится вариант. А вообще съёмные же продаются типо заводского исполнения...
ясно а я попробую сделать этот обогрев на медной , аллюминевой ну или латунной гильзе чтобы плотно подходила на мои фильтра! что получится потом напишу!
Окей, главное, чтобы проволока на гильзу не коротила. И на саму себя между витками!
спасибо я учту это