Эту статью стоило бы начать той же цитатой, что и предыдущую: "Видимость нулевая, иду по приборам!". И если в прошлой статье я рассказывал о борьбе с симптомами, то есть плохой видимостью непосредственно приборов, то сегодня я расскажу о борьбе с одной из причин: загрязнённостью фар. Действительно, грязь на фарах существенно ухудшает их характеристики, а если вы собираетесь отправиться в езду по бездорожью - то устройство, которое мы сегодня будем устанавливать, станет практически незаменимым. И имя этому устройству - омыватель фар. Пщщщщщщь!!!
Так как омыватель фар штатно устанавливался на Вектры Б в некоторых комплектациях, всё что нам нужно - найти на ближайшей разборке две форсунки в бампер, родной шланг от них и соответствующий бачок для омывашки с насосом и куском проводки от него. Насос можно проверить просто накинув чёрно-красный провод на плюсовую клемму аккумулятора, а коричневый - на минусовую, при этом он должен зажужжать. Бампер менять не обязательно - отверстия под форсунки вы можете проделать и сами: я, например, так и хочу сделать по весне. Также для установки этого чуда омывательной техники понадобится нормально разомкнутое реле, метра 3 тонкого провода, метр толстого двухжильного кабеля в хорошей изоляции, 2 предохранителя на 1 и на 15-20 ампер соответветственно, скотч/изолента/термоусадка на выбор и, традиционно, паяльные принадлежности (куда ж без них!). Также желательно сразу подумать о том, как и когда будет включаться омыватель. Мы, например, решили поставить для него дополнительную кнопку в центральной консоли рядом с магнитолой. В закромах родины была найдена кнопка без фиксации от подогрева заднего стекла с верхней частью от кнопки рециркуляции. Ещё был вариант купить какую-нибудь неопелёвскую кнопку и куда-нибудь её вколхозить, но мы от такого варианта отказались. Я вот планирую купить себе лапку омывателя от хэтчбэка и подключить омыватель фар вместо омывателя заднего стекла (на седанах его всё равно нету), но мы такой вариант не рассматривали, поскольку изначально ставили всю эту систему на хэтч и лапка была уже занята.
Если все нужные компоненты собраны и готовы, то можно начинать! И первым делом, конечно же, нужно снять передний бампер, для чего, как вы и так, наверное, знаете, нужно достать от нуля до шести пистонов под бампером, снять переднюю решётку и открутить под ней два бамперных уха и, самое противное, выкрутить два винта, которыми бампер крепится к крыльям. Это очень неблагодарное дело, я для этого выкручиваю колесо вовнутрь арки и отгибаю защиту, после чего долго и упорно кручу его "трещёткой" со звёздочкой. Паша же, на чью машину мы устанавливали омыватель в этот раз, предпочитает для этого снимать колесо - ну тут кому как удобно... Если у вас установлены и подключены противотуманки - их надо отключить в момент вытаскивания пистонов или сразу же после снятия бампера, а то можно забыть о них и, дёрнув бампер, сломать их крепления, разъём или порвать провода. Нет, мы у себя ничего не сломали, я просто о вас забочусь 😉
После откидывания бампера мы, наконец, получим доступ к бачку:
Как вы уже догадались, его нужно снять. Он крепится к кузову двумя винтами, один слева:
А другой справа вверху (это если смотреть на бачок со стороны переднего левого колеса):
Перед откручиванием не помешало бы вынуть заливную горловину, для чего её нужно просто потянуть вверх, можно с небольшими поворотами туда-сюда:
Вот уже откинутый бачок:
На нём мы видим датчик уровня жидкости стеклоомывателя (клемма с него уже снята) и насос с двумя трубками - на переднее и заднее стёкла (хэтчбэк же!). У меня на седане трубка только одна, равно как и выход с насоса.
Как только вы снимете с насоса трубки - из него потечёт омывашка, так что нужно сразу подставить под это дело какую-нибудь чистую ёмкость, чтобы потом омывашку можно было залить обратно. Мы же трубки с него не снимали, а просто переставили этот насос со старого бачка в новый, что, впрочем, никак не изменило вышеописанную ситуацию со сливом омывашки.
Достаём из нового бачка насос стеклоомывателя:
Насос омывателя фар не трогаем, пусть себе стоит:
Сравнение насосов стеклоомывателя с двух бачков, вроде они и разные, но это, наверное, потому, что производители разные:
Всё, хватит заниматься насосным фетишем, пора ставить их на свои места и примерять новый бак на не менее новое место:
Справа он крепится вроде как туда же, а вот слева крепёжный винт вкручивается уже в другое отверстие, но с этим проблем нет - отверстие под новый бак было просверлено ещё на заводе!
Вставляем горловину:
И фоткаем мощную лампу через кипятильник!
После того, как мы сфоткали мощную лампу через кипятильник, пора бы уже заняться форсунками:
Становятся как влитые:
После чего нужно подсоединить к ним шланг:
К сожалению, нам не достался родной механизм крепления форсунок, поэтому пришлось проявить изобретательность. Под впечатлением от буквы П из русского алфавита мы согнули вот такую скобку из гвоздя:
Она отлично зафиксировала форсунку на своём месте:
Пока Паша занимался форсунками, я решил подготовить электронную часть:
Провода к контактам реле подключены следующим образом:
- К минусу катушки подключены провод от минусовой клеммы аккумулятора и минус насоса омывателя фар. (на фото - 2 синих)
- К плюсу катушки подключен провод, который дальше пойдёт в салон к кнопке.
- К одному из нормально разомкнутых контактов подключен провод от плюсовой клеммы аккумулятора.
- Ко второму - плюс насоса омывателя фар.
Замечу, что я обычно использую несколько иную цветовую кодировку проводов, нежели конструкторы Opel. Не знаю как на других машинах, но на Опелях коричневые провода обычно подключены на массу (минус), я же, в случае со стандартным кабелем с синим и коричневым проводами, считаю коричневый плюсом, так как это "тёплый" цвет, а синий - минусом, так как этот цвет "холодный". Так что коричневый провод от клеммы насоса подключаем к синему, а чёрно-красный к коричневому. Ну это если вы такие же провода будете использовать
После подключения эти контакты надо бы заизолировать...
...чтобы получилась вот такая красота:
На одном из наконечников, в который вставляется левая форсунка, был отломан кусочек пластмассы, поэтому форсунку, воткнув в него, пришлось посадить на клей, а сверху всё тщательно замотать хорошим скотчем:
Для закрепления форсунки мы также воспользовались скобой из гвоздя:
Релюху мы тоже замотали скотчем для дополнительной защиты от проникания влаги и других нехороших вещей:
То же самое мы проделали и с другими открытыми участками проводки (можно было бы, конечно, спрятать их в гофру, но нам было лень):
В итоге получилось как-то так (правда, потом проводку в желоб засунули, вы ж не думайте, что так и оставили!):
Пришло время установки бампера:
Для этого необходимо отогнуть шланги от форсунок в практически горизонтальное положение и развести немного в стороны. Вот так мы поступили с правой:
А так с левой:
Сам же шланг мы провели за усилителем бампера:
Вот в таком положении:
Главное не забыть о защёлках! Первая:
Вторая:
Третья:
Перед окончательным прикручиванием бампера можно было бы проверить, как работает всё это дело, для этого нужно накинуть плюсовой и минусовой провода на соответствующие клеммы аккумулятора и на секунду коснуться тонким управляющим проводом плюсовой клеммы: моторчик начнёт качать жидкость по шлангу, и как только шланг заполнится - вас обдаст холодной мыльной омывашкой. Это будет означать, что всё работает так, как нужно.
После того, как бампер будет установлен и силовая проводка будет прокинута, нужно будет протянуть провод к кнопке в салон.
Мы просунули его в резинку, отделяющую подкапотное пространство от воздухозаборника салонного вентилятора:
И вернули эту резинку на её привычное место:
В салоне была предварительно проведена процедура под названием "снятие приборной панели", после чего мы просунули туда наш гламурный розовый проводочек...
...где Паша героически пытался поймать его. Тут есть 2 варианта - сделать это через место установки блока предохранителей, или сделать это, сняв крышку, расположенную над педалями. У меня удобный доступ к нужному месту открывается если просто вынуть блок предохранителей - он сразу виснет внизу на проводах и через его "лючок" можно спокойно залезть внутрь хоть рукой, хоть, извините, ногой. На Пашиной же Вектре блок предохранителей не хотел выниматься так же хорошо, поэтому он полез через педали:
Спустя некоторое время провод таки показался из недр автомобиля:
После чего мы протянули его за приборной панелью к центральной консоли и оставили около магнитолы. Следующим шагом было подключение силового кабеля к аккумулятору:
Мы решили обвить оголённый участок плюсового провода о винт, который крепит дополнительную периферию к плюсовой клемме, для чего пришлось его немного приоткрутить:
А потом зажали его обратно:
То же самое мы сделали и с минусовым проводом:
Релюху же мы убрали в предназначенную для этого коробочку, расположенную между расширительными бачками охлаждающей и тормозной жидкостей. В разрыв плюсового провода от аккумулятора к реле, который мы только что подключили, нужно обязательно вставить предохранитель на 15-20 ампер, о котором я говорил в начале. Сделать это нужно как можно ближе к аккумулятору.
На этом работа на улице завершена и можно перемещаться в тёплую машину! Видите на следующей фотке вторую кнопку рециркуляции на месте кнопки включения подогрева пассажирского сидения? Вот это именно та кнопка, на которую мы повесили фароомыватель!
Для доступа к этой кнопке нужно снять крышку блока управления печкой/климатом и кнопок с магнитолой. У некоторых она цельная, тогда снимаем всю, начиная с верха, у некоторых, как у меня, она состоит из двух частей - но я б всё равно снял обе, так будет проще.
Далее на очереди снятие блока кнопок с магнитолой. Саму магнитолу вынимать не обязательно. Выкручиваем винт справа:
Потом выкручиваем винт слева:
И вся эта композиция снизу отойдёт вперёд, а вот сверху ещё будет держаться (вот же ж настойчивая, а!):
Её надо потянуть немного вниз:
И тогда она полностью освободится:
Всё, вытаскиваем её сантиметров на 10 наружу:
Подцепляем с двух сторон фиксатор:
И вытягиваем его вверх:
Также поступаем и со вторым. Четыре угловых кнопки/заглушки к этому моменту должны быть уже вытащены из своих гнёзд. Теперь блок контактов ничто не держит и его можно легко вытащить вверх:
Вот так выглядит наша кнопка с обратной стороны (напомню, она без фиксации):
Но нам мало того, чтобы она просто физически подходила по контактам. С помощью тестера было установлено назначение ее выводов. Если смотреть на верхнюю фотку, то сверху против часовой стрелки это:
- +12 вольт при включенной подсветке.
- +12 вольт при включенном зажигании.
- Контакт, на который при нажатии замыкается контакт №2.
- Земля.
Контакты в клемме были точно такие же за исключением подсветки, и нам пришлось переставить этот контакт в соседнее отверстие (на фотке ниже он уже переставлен). Сделать это легко - нужно засунуть сверху в отверстие небольшую плоскую отвёртку/шило или что-нибудь в этом роде и прижать усик, после чего сзади потянуть за провод:
Вот так вот выглядит вытянутый контакт:
После установки контакта на своё место клемма выглядела так:
В кнопке у нас оказалась лишь одна лампочка, и чтобы она загоралась при включении подсветки мне пришлось замкнуть проволокой 2 контакта:
Также пришлось откусить (кусачками!) пластмассовый ключ с обратной стороны кнопки, иначе бы она попросту не вошла бы в гнездо после установки клеммы в серую рамку:
Так, с кнопкой разобрались, теперь кусаем выходной провод (с углового контакта, того самого, который замыкается на +12 вольт при нажатии кнопки) ближе к жгуту, но не под корень:
Со стороны жгута просто изолируем его конец. Для этого мы накинули на него небольшой кусок термоусадки:
И усадили его с помощью дешёвой китайской горелки:
После чего я сжал кончик, чтобы он склеился:
Теперь, как вы уже, конечно, догадались, нам остаётся лишь подключить ко второму концу провода наш гламурный розовый шланг. Зачищаем на пару пару миллиметров концы этих проводов и одеваем на них термоусадку заранее, а не после того, как вы их спаяете . На провод от кнопки одеваем один узкий:
А на провод от нашей подкапотной релюхи один узкий и один длинный кусок термоусадки:
И разогреваем паяльник. Последний этап этого проекта мы делали не в гараже, а на улице, под домом, поэтому использовался не электрический, а газовый паяльник, замечательная вещь!
Подготавливаем к пайке конец провода от кнопки:
Немного олова:
Также поступаем со вторым проводом:
А потом и с предохранителем на 1 ампер:
И спаиваем всё вместе!
Красота! После спайки нужно аккуратно загнуть провода, чтобы термоусадка натянулась на предохранитель, или изначально припаивать их так, чтобы они не выступали за его пределы.
Натягиваем первый слой термоусадки:
Как-то так:
И начинаем усаживать:
Вот так будет выглядеть усаженный первый слой термоусадочного кембрика:
Затем надо подуть на эту хрень, чтобы она немного остыла, после чего натянуть второй слой термоусадки и поступить с ним так же, как и с первым:
В конце получится вот такая вот няшка:
Вот так выглядит колодка с обратной стороны:
Вот и все дела, дальше проверяем и, в завершение, собираем эту красоту:
А потом наслаждаемся установленной на свой автомобиль мегафичей. Пщщщщщщщщщщщщщь!!!
какая цена у таких газовых паяльников, которыми ты паял провода? и какой можешь посоветовать?
Я брал свой на DX за $6. Других никогда не видел, так что сравнить не с чем. Нареканий по работе нет, разве что в сильный ветер плохо греется. На морозе вроде не пробовал.