Да, да, да, сегодня я опять затрону тему, которую уже поднимал пару лет назад. Старые читатели будут помнить, что в тот раз я рассказывал, как можно заменить оригинальный мотор вентилятора печки на другой, подходящий по размеру и другим параметрам. И да, он до сих пор отлично работает. Но с той же проблемой на днях столкнулся мой друг и в этот раз было принято решение сначала обойтись заменой щёток, и, хоть в прошлый раз из этого ничего хорошего не вышло, в этот раз у нас не просто все отлично заработало, а мы еще и разобрались, почему тогда меня постиг такой печальный фейл.
Итак, как я уже писал в прошлый раз, симптомы проблемы такие: время от времени вентилятор перестает крутиться, но после наезда на кочку или попытки запуска "с толкача" пальцами через отверстие для засасывания воздуха он ненадолго оживает и отлично работает. Но когда это "ненадолго" заканчивается - все эти мистические ритуалы приходится проводить снова, причем с каждым разом эта беда случается все чаще.
У этой проблемы обычно бывает 2 причины: стёртый коллектор у мотора и заканчивающиеся щётки. И если с первой проблемой я бы ничего делать не стал (хотя некоторые умельцы умудряются таки нарастить коллектор с помощью познаний в химии и какой-то там матери), то вот со щётками разобраться может каждый.
Щётки под это дело бывают двух типов: графитовые и медно-графитовые. Вот тут-то и зарыта собака моей прошлой неудачи: женщина на бакунинском рынке, которая занимается продажей стартеров, генераторов и сопутствующей мишуры, подсунула мне графитовые, хоть я ей и объяснил подробно, для чего они мне нужны. К сожалению, я тогда почему-то сам не изучил этот вопрос и решил довериться ей, за что потом и поплатился. Так что, как вы уже, наверное, догадались, нам нужны именно медно-графитовые щётки, ведь они лучше проводят ток и, соответственно, меньше греются. Кто ж, блин, знал! Но тут еще есть и обратная сторона медали - чем более щётки медные и чем менее они, соответсвенно, графитовые, тем сильнее они будут "съедать" коллектор. Тут нужен баланс, чтобы, с одной стороны, они не грелись, но с другой стороны и не были как точило. Такие вот дела.
Заехали мы в магаз "Стартеры и генераторы" возле шестого автобусного парка и купили там подходящие по размеру, аж четыре штуки, хоть надо и две, но в упаковке минимум 4, увы. Такие, как на фото выше.
Как видим, медно-графитовые щётки имеют рыжеватый (медный) оттенок, причем чем больше меди - тем более они рыжие (всегда ваш, Кэп). А просто графитовые - они чёрные, так что различить их не составит никакого труда. По размеру также стоит брать максимально похожие на родные, чтобы они не болтались в направляющих как болт в стакане и пятно контакта было больше. Подобрали щётки? Хорошо, переходим к демонтажу вентилятора; его я в этот раз опишу очень подробно. Поехали! Для начала достаем уплотнительную резинку, идущую вдоль подкапотного пространства от одного крыла к другому:
Далее переходим к снятию "дворников": снимаем колпачки, под которыми обнажаются гайки на 13:
Теперь можно постепенно снимать сами держатели щёток, для чего нужно взяться одной рукой за место первого изгиба от места прикручивания, а другой, непосредственно, за это место, и с постепенным качанием вверх - вниз от одной руки к другой понемногу тянуть все это дело вверх. Смотрите при этом на винт, на который одет держатель, так вам будет проще сориентировать свои действия.
После снятия держателей щёток перед нами предстанет вот такая картина:
Снимать стопорное кольцо и шайбу в данном случае не нужно: достаточно открутить лишь пластиковую гайку, которая удерживает шток в пластмассовом щите.
И теперь можно неспеша доставать сам щиток, главное не сильно его изгибать, так как он может сломаться, а также обратите внимание на то, что может удерживать его по бокам - короче, главное не торопиться!
Следующим шагом после снятия щитка будет снятие механизма стеклоочистителей (дворников), для чего нужно вывернуть три винта на 8:
И, чтобы не корячиться, можно было бы полностью отключить его и убрать в сторону:
Далее на очереди снятие кожуха. Про то, что уже пора бы извлечь салонный фильтр, я говорить не буду. Это секрет. Лучше скажу, что кожух вышеназванного фильтра крепится двумя винтами на 8 сверху:
Также не помешало бы снять этот магический механизм, прикрученный к кожуху двумя саморезами и отсоединить трубки, идущие от него к кожуху и от кожуха к створке рециркуляции (вниз):
Когда кожух, наконец, будет освобожден от всего, препятствующего его извлечению, его нужно будет аккуратно сдвинуть сначала вправо, а потом и достать вверх:
Но и это еще не все! Теперь нужно снять верхнюю крышку.
Крышка эта обычно прикручена двумя крестовыми винтами (расположение их в четырех отверстиях может варьироваться). Верхний проще открутить, используя карданчик или такой гибкий удлинитель:
Теперь от мотора нас отделяют лишь четыре защелки, которыми крышка приделана к печке помимо вышеоткрученных винтов:
Вот и сама крышка, как видите, уже вытащенная:
И вуаля, мы получили доступ к главному действующему лицу сегодняшней тусовки:
Чтобы достать его из седла, нужно вытащить клемму питания и просто вытянуть его вверх. Вот он, красавец:
Далее откручиваем два самореза:
И вытаскиваем мотор из корпуса:
Снимаем заглушки с направляющих щёток (аккуратно, а то вылетит птичка):
Как видно, птичка не вылетела (аккуратно ведь!):
И вытягиваем старую щётку:
Как видно на следующей фотке, щётки стоят под небольшим углом и, соответственно, так же и стёрты:
Поэтому нам не мешало бы придать новым щёткам похожую форму, например, с помощью напильника и двух человеческих рук:
Старая щётка и новая:
Когда две щётки подточены (главное сделать это с нужной стороны, ведь сечение не квадратное, а это значит, что если действовать наугад, то шансы будут 50 на 50), выпаиваем старые:
Подготавливаем места для пайки:
Лудим провода от новых щеток:
И припаиваем их на свои новые места:
После чего вставляем щётки в направляющие не забывая о том, что провода от них должны выходить вниз через прорези. За щётками вставляем пружины и закрываем все это дело заглушками:
И в завершение небольшое бонусное фото коллектора через направляющую:
Вот, собственно, и все премудрости. Всё просто, делается за 2-3 часа. После установки новых щёток мотор желательно проверить: установить на место и покрутить сначала минуту, а потом минут 15, после каждого сеанса проверяя температуру и состояние щёток. Если все красиво и ничего не перегревается - отлично, можно собирать! Желаю всем успехов и мощного потока воздуха из вентиляционных отверстий!
Так вот это, значит, чем вы с Пашкой в гараже занимались 😛
Да, Сашка, как видишь, совсем не тем, о чём ты подумала *NO*
Вот спасибо.
Рад помочь!
Что за "Магический" механизм, который крепится к кожуху печки??
Я думаю, что это вакуумный соленоид управления створкой рециркуляции воздуха.
А я все думал куда там фильтр пихать, а у меня оказывается больше половины компонентов отсутствуют *BRAVO*
спасибо дорогой!
все доступно и отлично *THUMBS UP*
спс! материал помог! у меня Опель Вектра Б караван 2,5 V6. проблема была маленько в другом, хотя и щетки тоже уже износились как и коллектор якоря, по какой то причине не было контакта между клеммой ввода и медной обмоткой(от обмотки идет провод на щетку) . взял паяльник и решил эту проблему им! . помучился с разбором крышки держателей щеток. но все сделал! РАБОТАЕТ!
АВТОРУ *BRAVO* *DRINK*
молодец ... дякую!
Сегодня 07.01.2016 столкнулся с этой проблемой. Живу в Санкт-Петербурге. Не могу найти эти щетки. Где их можно купить? :-!
Да в обычном магазе типо "Стартеры-генераторы". Просто заранее померяйте размер зёток, а лучше возьмите старые с собой, чтобы вам подобрали такие же.
Не подскажешь размеры щеток?
Увы, это было слишком давно...
Привет! Сегодня 23.01.16 занимался заменой двигателя отопителя. У прежнего износился коллектор. Век-б 96г. Идеально подошел моторчик от газ 31029. Кат. номер Лузар не записал, да и фото не сделал. Диам. валов аналогичный, схема стара. Фен-крыльчатка/умеренность и аккуратность-снимаем резинки-амортизаторы корпуса-держателя. Далее пытливый ум, ничего сложного, ежели руки сами знаете.. Придется разогреть диагональную перемычку дно-бок. стенка и продавить ее моторчиком. Закрепить большой шайбой и болтиком М4 При запрессовке крыльчатки на холодную (!) упереть торец вала в опору. И главное соблюсти направление вращения!
Здравствуйте, спасибо за комментарий. У меня сабжевый моторчик сдох, поэтому я год назад поставил себе мотор от Газели, спилив с одной стороны вал. Встал как родной.
Всем добрый,у племянника такой же авто. Проблема в том что мотор работает,но поток воздуха в обратную сторону дует. Либо предыдущий хозяин "английский" поставил. Либо фишки подсоединения моторчика перепутаны.. Может быть такое? Как проверить? Спасибо!
Здравствуйте, там родную фишку просто так неправильно не вставишь. Я бы посоветовал сравнить цвет приходящих на мотор проводов с фото в статье. Если всё совпадает - то гда смотреть реле.
Долго проработало? Хочу заменить щетки. И какие лучше взять
Извиняюсь за долгий ответ, был в Турции. Насколько знаю, до сих пор полёт нормальный, Пашка не жаловался. Про щётки в статье все написано. Если не поможет и окажется дохлым мотор - я себе поставил движок от газели, обрезав вал с одной стороны, тоже полёт нормальный!
Подскажите что за медные спиральки идут от коем в двигателе?
Да фиг его знает... Может, это какие-то фильтры, чтобы помехи от мотора не шли в бортовую сеть?
Привет. Без мотора вентилятора можно ездить? А то у нас пока эти щётки найдёшь, да и показать проще, чем объяснять каждый раз
Привет! Можно, но если стёкла запотеют - придётся тряпкой протирать