В начале прошлого года по случаю приобретения велосипеда и необходимости его обвеса нужными и не очень устройствами мною была приобретена на eBay палёная версия неплохой велофары SolarStorm X2. Почему палёная? Потому что в оригинале там должны были стоять настоящие светодиоды Cree XM-L U2 (в моей версии) или XM-L T6 (в аналогичной, с более тёплым световым оттенком), а в моей стоят какие-то ноунеймовские диоды с намного меньшими размерами кристаллов.
Изначально я знал, на что иду - насмотревшись отзывов и обзоров я понял, что поддельные светики стоят во всех самых дешёвых лотах с этими велофарами (моя стоила $7.96), правда, даже они светят весьма неплохо и вообще их в любой момент можно заменить на настоящие.
Несмотря на очевидную липовость светиков, продавцы в названиях и описаниях лотов указывают, что тут стоят именно Cree, поэтому я, покупая, рассчитывал в итоге получить свои деньги назад по диспуту - так и вышло: эту фару я заполучил абсолютно бесплатно!
Однако, у поддельной версии этой фары (а может, и у оригинала, хотя вряд ли) есть ещё одна проблема - очень маленькая поверхность соприкосновения подложки светодиодов с корпусом фары. Настолько маленькая, что при холодном корпусе работающего устройства к диодам невозможно было прикоснуться! Естественно, это привело бы к их быстрой деградации и мне пришлось бы раскошеливаться на новые светодиоды, что меня абсолютно не устраивало, поэтому я и придумал отличный способ решения этой проблемы, о котором я и расскажу вам в этой статье!
Подробнее о проблеме
К сожалению, у меня не сохранилось фотографий светодиодов, но вы должны представлять себе обычный светодиод на плоской теплопроводящей подложке-радиаторе. По хорошему, эта подложка своей задней плоской частью должна хорошо соприкасаться с металлическим корпусом фонаря, отводя на него тепло от светодиода, но данный дешёвый корпус выполнен таким образом (вы увидите это позже на фотках), что эта подложка просто упирается в малюсенький бортик по периметру светодиодного канала, причем площадь контакта между ними ничтожно мала. Я думаю, в настоящей фаре этот бортик намного больше и толще (или применена какая-либо вставка для лучшей теплопередачи), а тут китайцы просто пожалели материала. Ну что ж, будем выходить из ситуации!
Решение проблемы - доработка фары
С данным проектом мне вызвался помочь мой товарищ Алексей, известный в узких кругах как SWDstalker1601. Идея наша заключалась в изготовлении двух металлических (теплопроводящих) вставок, которые бы надёжно контактировали не только со светодиодом, но и с корпусом фонаря, ведь именно он должен рассеивать тепло в окружающую среду. Для её реализации я начал подбирать в балконных залежах всякого барахла подходящие по размеру металлические цилиндры, но самое лучшее, что мне удалось найти - небольшой отрезок старой водопроводной трубы, на котором я и решил остановить свои поиски.
С выбранного мной куска была снята вся краска, а внутри он был слегка почищен напильником от присутствовавшего известкового налёта (я решил, что нет смысла чистить его прям идеально, т.к. всё равно весь этот отрезок не понадобится).
Далее, с помощью точила, мы начали постепенно придавать цилиндру нужную форму:
Необходимо было не только зачистить заготовку снаружи, подогнав её по размеру к светодиодной шахте в велофаре, но также и немного заузить её с одного конца, чтобы она не упиралась в тот самый бортик, а была с ним на одном уровне, благодаря чему обеспечится максимальная площадь контакта подложки светика и корпуса со вставкой:
После подгонки пришло время отпилить заготовку от цилиндра болгаркой:
Естественно, мы захотели прикинуть, как наша вставка будет смотреться на своём месте (правда, фронтальная и тыльная стороны тут перепутаны ):
По точно такой же технологии была сварганена и вторая заготовка:
После чего заготовки были максимально зачищены внутри и начался этап заполнения их припоем:
На этом этапе заготовки уже полноценно можно было называть вставками:
Однако, оставалось ещё несколько штрихов, таких как шлифовка и создание каналов для проводов:
Как видите, одна из заготовок заполнена припоем не полностью: в ней сделано углубление под дроссель на плате управления, иначе бы он в неё упирался. Примеряем (вид спереди):
Удостоверившись, что все зазоры соблюдены верно и ничего не мешает во время промежуточной (тестовой сборки), мы приступили к пересаживанию вставок на термопасту (чо нам, жалко её, что-ли? ), вид сзади:
И вид спереди. Как видите, наши вставки сверху достаточно ровные и сидят в одной плоскости с бортиком:
Сначала была собрана передняя часть, чтобы имелась возможность хорошо прижать подложки светодиодов к промазанным термопастой вставкам, после чего сзади вставки были зафиксированы герметиком:
Естественно, провода к светодиодам пришлось заменить на более качественные, но с более тонкой изоляцией - МГТФ подошёл отлично! Дроссель во избежание короткого замыкания мы укутали в термоусадку.
После изучения схемы питания этой велофары мы поняли, что она может работать не только от положенных 8,4 вольт (2 литий-ионных аккумулятора), но и от более высокого напряжения, а именно 12V со свинцового аккумулятора (именно его я использую как батарею на своём велосипеде). Правда, один из резисторов при этом сильно перегревался, поэтому мы заменили его на более мощный:
После чего фара была без проблем собрана и с тех пор ни разу не разбиралась.
Заключение
С такой доработкой фара успешно прослужила мне весь велосезон, за который было намотано почти 900 километров преимущественно в ночное время. Благодаря вставкам светодиоды отлично охлаждаются на корпус, который в жару становился довольно горячим. Деградации светодиодов я не заметил - фара светит очень ярко. У неё есть три разных уровня яркости: обычно я езжу на среднем, но иногда спускаю на первый или поднимаю на третий, в зависимости от наличия пешеходов, так как они, зачастую, ругаются на слишком сильный, ослепляющий их световой поток.
Фарой этой я очень доволен и с удовольствием буду ей пользоваться в будущих велосезонах! Рекомендую.
Здравствуйте! Вы не могли бы показать, объяснить , как перевести фонарь на 12 вольт
Здравствуйте! Всё, как я написал в статье: просто заменил резистор на такой же по номиналу, но больше по мощности. Фара до сих пор живёт и здравствует!
Здравствуйте, имеется почти такая же фара, Solarstorm X3, не знаете как отключить там все режимы и оставить только один яркий? можно даже чтобы он включался сразу же при подключении к батареи, поставлю кнопку на разрыв цепи..
Здравствуйте. Для этого проще выкинуть плату вообще и запитать светик через резистор/стабилизатор/импульсный преобразователь. То есть самостоятельно ограничить его ток или напряжение. У меня тут есть статья старая про подключение светодиодов в авто, там первые два варианта разобраны.
а сколько по времени может работать, постоянно, такой фонарь
Доработанный - бесконечно. Не доработанный быстро помрёт из-за перегрева диодов.