После того, как я занялся LED-тюнингом своей верки, одним из наиболее частых вопросов, которые я слышу от заинтересованных лиц, является вопрос как я их подключил. На этот вопрос я и постараюсь ответить в данной статье.
Начнем с того, что диоды, которые продаются у нас, можно разделить на несколько категорий:
- Диоды с резистором, которые вы купите на авторынке, скорее всего будут рассчитаны на 12-14 вольт на входе, которые резистор понижает до номинального для диода напряжения в ~3.3 вольта и упакованы они будут в небольшой корпус, из которого будут торчать 2 ноги - плюс и минус. Но, конечно, диоды бывают разные, и перед покупкой, обязательно узнайте, подойдет ли этот диод для подключения к бортовой сети автомобиля.
- Светодиодные ленты, которые нынче становятся все популярнее - тоже готовое решение, подключил и пользуйся. Примечательны тем, что их можно нарезать на небольшие куски и использовать там, где вам нужно.
- И, наконец, самое бюджетное решение, которое использую я - обычные 3.3-вольтовые диоды. Их можно купить на радиорынке / в радиомагазине, а можно и еще выгодней - купить на Aliexpress. Последний раз я приобрел 500 ярких белых диодов всего за 15 баксов.
Но как подключить такие диоды в машине? Опять же, есть несколько способов.
Для начала развею самый популярный "светодиодный" миф: для подключения диодов обязательно нужен резистор, без него диод обязательно сгорит. Глупость это несусветная: у каждого диода, как мы уже заметили, есть такой показатель, как номинальное напряжение. Это напряжение, при котором диод будет жрать свой номинальный ток. Если напруга будет меньше - то и ток, соответственно, будет меньше, а яркость, в свою очередь, будет ниже. Так вот, если на диод приходит напряжение меньшее или равное номинальному, то никакой резистор ему не нужен! Все, миф развеян, теперь продолжим по способам подключения.
Способ с параллельным соединением кусков по 4 или 5 последовательно подключенных диодов - это вообще бред. Ведь не стоит забывать, что напряжение в бортовой сети не всегда составляет 12 вольт, оно то просаживается до 11,8, если слушать музыку с заглушенным движком, то поднимается до 14,5, если его завести. Поэтому, если, руководствуясь этим способом, взять 4 диода - то получим на каждом 3 и 3.6 вольт на незаведенной и заведенной машине соответственно, причем если при 3х вольтах диоды будут светить довольно слабо, то при долгой подаче на них 3.6 вольт они неумолимо деградируют и, в итоге, сгорят нафиг. А если взять 5 штук, то они вообще будут еле светить в обоих случаях. И вот, мы плавно подобрались ко второму, самому популярному способу - подключению диодов через резистор, и тут же встает вопрос: как рассчитать его мощность и сопротивление? Разберемся.
Вспомним из уроков физики в школе закон Ома: R=U/I, что означает: сопротивление = напряжению, деленному на ток. Поэтому, зная рабочий ток каждого диода (у большинства 3,3 вольтовых образцов этот ток составляет 20 миллиампер, смотрите тех.данные у продавца), количество и способ подключение диодов в нашей сети а также планируемое напряжение на входе, мы легко можем рассчитать, каким же сопротивлением должен обладать резистор. Например, у нас есть 7 диодов с номинальным током 20 миллиампер и напряжением 3,3 вольта. Рассчитаем для них резистор, приняв напряжение в бортовой сети = 14,5 вольтам: R=(14,5-3,3)/((7*20)/1000)=80, то бишь, грубо говоря, для такой конструкции нам нужен резистор, номиналом 80 Ом. Но лучше, на всякий случай, брать резистор номиналом чуть больше - чем меньше ток на диодах - тем дольше они проживут.
Иногда бывает нужно параллельно соединить последовательные пары по несколько одинаковых диодов. В этом случае все считается по той же формуле, но теперь мы считаем каждую последовательную пару как один диод, напряжение которого равно сумме напряжений образующих пару диодов, например для 7 параллельно соединенных пар последовательно соединенных диодов, представленных выше, формула будет выглядеть так: (14,5-6,6)/((7*20)/1000)=56,4.
Далее, озадачимся вопросом: какой мощности нужно подбирать резистор? Для ответа на него берем ту же формулу, по которой считали его сопротивление, только первый знак деления меняем на знак умножения, получим мощность в ваттах. Резистор подбираем с хорошим запасом относительно этой мощности, иначе греться будет капитально.
Но не надо думать, что резисторы - лучшее решение, ведь это далеко не так, и вот почему:
- Яркость диодов будет меняться в зависимости от напряжения в бортовой сети. Если резистор подбирался под заведенный движок, то на незаведенном они будут тускнеть, а если под незаведенный - при заведенном будут работать на износ. Да и смотреться проседающая яркость при запуске двигателя будет совсем не солидно.
- По мере выхода диодов из строя (а рано или поздно это начнет происходить) ток на оставшихся в живых будет увеличиваться, что естественным образом будет все быстрее и быстрее приближать момент их кончины.
- Может быть не так просто найти резистор нужного номинала, да и еще с запасом по мощности.
Поэтому расскажу о третьем, самом лучшем решении, которое я не только рекомендую использовать всем без исключения, но и использую сам: микросхемы - стабилизаторы напряжения (по состоянию на 2016 год есть отличный альтернативный вариант, смотрите в конце статьи).
Стабилизаторов на рынке представлено множество, как отечественных, так и импортных, цены одной штуки, способной запитать все наши диоды, не превышают $1, поэтому это не только удобное и качественное, но еще и очень дешевое решение. Последнее время для своих диодных проектов я использую стабилизаторы AZ1085T-3.3. Хотя у вашего поставщика радиодеталей может и не быть конкретно этой модели - не отчаивайтесь - берите любой аналог, удостоверившись, что вы берете модель с фиксированным напряжением 3,3 вольта (3.3 в названии микрухи), т.к. бывают варианты как с другой напругой, т.к. и мо в которых напряжение подстраивается вручную, но их, в рамках данной статьи, я рассматривать не буду. Одна и та же микросхема может быть выпущена в разных корпусах. Нам нужно выбрать такой корпус, который мы бы могли без проблем прикрутить к радиатору, и корпус TO-220 идеально для этого подходит (буква T в названии выбранной мной микрухи). При покупке также стоит обратить внимание на такие параметры, как максимальный выходной ток и максимальное входное напряжение, либо спросив у продавца, либо загуглив в интернете datasheet на интересующую вас модель стабилизатора. Этот же даташит покажет нам правильную распиновку микросхемы - они могут отличаться на разных моделях.
- Vin (input) - это вход микросхемы, его надо подключить к плюсу вашей сети.
- Vout (output) - выход 3.3 вольта - на него вешаем диоды.
- GND (ground) - общая земля, минусовой контакт. Обратите внимание, что на корпусе микросхемы не всегда будет земля, в случае с моими микрухами на корпусе оказался Vout.
Итак, микросхема выбрана и куплена, теперь нужно найти для нее подходящий радиатор и прикрутить ее к нему, не забыв (желательно) смазать соприкасающиеся поверхности термопастой (КПТ-8 или любой другой, например, использующимися как термоинтерфейс между кулером и процессором). Радиатор подойдет любой и от чего угодно - главное, чтобы его размеры позволяли закрепить его в машине и не позволяли перегреваться микросхеме (тут как с видеокартой - градусов 80 - это норма, хотя желательно 50).
Заметьте, что контактировать с кузовом авто, на котором всегда земля, радиатор сможет лишь в том случае, если на корпусе микрухи будет земля, иначе вы ее попросту закоротите. На входе и выходе микрухи желательно повесить по небольшому конденсатору (16 вольт на вход и 6.3 на выход), от любой материнки. Схема подключения представлена во всех даташитах. Хотя я при, подключении своих диодов, конденсаторами пренебрег - и ничего: диодики все еще живые. 😉 Расположить микросхему лучше прямо рядом с диодами, то есть, если вы тянете назад 3-метровую проводку до диодов, то микруху надо подключать в самом конце, иначе за 3 метра выходные 3.3 вольта могут превратиться в 2.5 (в зависимости от используемого кабеля). Кабель от аккумулятора/выключателя до микросхемы стоит подбирать исходя из надежности его оболочки, а за большим сечением гнаться не стоит - если у вас напряжение до микрухи просядет на несколько вольт 0но и хорошо: сама микруха будет меньше греться. И, конечно же, везде, где вы подключаетесь к бортовой сети - обязательно ставьте соответствующий предохранитель!
Плюсы данного варианта подключения:
- Яркость диодов не зависит от напряжения в бортовой сети: разряжен у вас аккумулятор или же вы несетесь по трассе - на выходе всегда будут 3.3 вольта.
- Т.к. все диоды у вас подключены параллельно, выход из строя любого количества из них никак не повлияет на работу остальных - напряжение ведь стабилизировано!
- Обычно такие микросхемы не только имеют встроенную защиту от короткого замыкания, а еще и от перегрева и от превышения выходного тока.
Как вы уже поняли - этот вариант самый качественный, стабильный и надежный. И только его я рекомендую использовать в любых проектах со светодиодами.
P.S. А на 5-ти вольтовых стабилизаторах можно делать отличные зарядки для телефонов и прочей техники, но об этом - в другой раз.
P.P.S. Добавлено в 2016 году: сейчас доступны недорогие импульсные dc-dc преобразователи, с помощью которых можно более выгодно в плане КПД понизить входное напряжение 0-40V до любого, например, нужного нам 3.3V. Они стоят дороже стабилизаторов, но и ток выдерживают до трёх (а то и больше) ампер. На данный момент я, зачастую, пользуюсь именно этим вариантом.
Бред, КПД - ниже плинтуса
Подключать в авто светики через стаб на 3.3 - это стрелять из пушки по воробьям )
А при чем тут КПД вообще? Мы ж не энергосберегающее освещение делаем, тут энергоэффективность вообще не важна.
"P.S. А на 5-ти вольтовых стабилизаторах можно делать отличные зарядки для телефонов и прочей техники, но об этом — в другой раз." - пересмотрел весь сайт, но продолжения так и не нашёл...
Да, я так и не написал об этом... Надо бы как-нибудь заняться. Там же всё просто: стаб на радиаторе и пара кондёров. Но это не от 220 вольт, а в машине, например. Где напряжение постоянное, не более 30 вольт.
А можно чуть подробнее и на почту?
Берётся такой же стабилизатор, как в этой статье, только на 5 вольт, подключатся в соответствии с даташитом (в нём будет распиновка и схема подключения двух конденсаторов к нему), вот и все дела.На входе, например, 12 вольт, на выходе - 5. 😉
P.S. Радиатор желательно хороший и напряжение должно быть 5,1 вольт на выходе, если будет меньше - можно попробовать землю стаба подключить через резистор с очень маленьким сопротивлением (надо экспериментировать) или вместо пятивольтового стаба брать регулируемый, например LM317 (белорусский аналог от завода "Интеграл" - IL317, можно купить в любом их фирменном магазине в 2 раза дешевле, чем продают барыги на радиорынке китайские аналоги, лично я закупился ими на Aliexpress).
Можете спрашивать, если что непонятно, прямо тут, в комментариях, постараюсь оперативно отвечать.
Здравствуйте, а ссылку на страницу где закупали на али стабилизаторы не дадите случайно, а то там черт ногу сломит пока что нибудь нужное найдешь. заранее спасибо.
Здравствуйте. Сейчас уже не модно юзать стабы, берите на алишке импульсные dc-dc преобразователи на базе LM2596 - они стоят копейки и работают с высоким КПД, а значит меньше греются. Искать по фразе "dc-dc".
Благодарю! Буду разбираться.
Не стесняйтесь спрашивать, если что - комментарии для этого и нужны!
а можно ссылчку на схему (или саму схему) рекомендуемого вами способа на почту а то я вообще балбес )))) и чтоб статью с собой не таскать хоть схему покажу человеку (а может и сам додую *CRAZY* )
Вот схема для использованного в статье стабилизатора:
Даташит рекомендует ставить на вход и выход по кондёру, лично я конкретно в этом случае на это забил.
Кликните на ссылку "Скачать схема подключения светодиодов в авто" и сохраните файл на жесткий диск.
Привет! хотел бы подсветить ручки на авто изнутри,не подскажите как грамотно сделать-кроме диода еще что нибудь нужно или нет? резистор?
Здравствуйте! Напишите, чем конкретно вы собираетесь их подсвечивать.
В этих далах не спец,но кажется они называются дип светодиоды
Так как светодиодов там немного - можно просто на каждый повесить по резистору, только сопротивление просчитать правильно, но для этого нужно знать параметры светиков, хотя бы номинальное напряжение. Для расчёта можно использовать один из кучи онлайн калькуляторов.
Ну а так можно взять 1-2 килоома и уменьшать, если яркость будет недостаточной. Но чем выше яркость - тем быстрее они деградируют.